Сайт Гессель Т.И. - учителя русского языка и литературы
Воскресенье, 01.12.2024, 10:17
Меню сайта

Категории раздела
Работа в пришкольном лагере [10]
Тематика бесед с учащимися [5]
Тематика классных часов [7]
Теория по воспитанию [3]
Составляем характеристики [3]
Положения по воспитательной работе [6]
беседы для учащихся 10 класса [9]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 182

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2012 » Май » 1 » Классификация методов воспитания
    20:59
    Классификация методов воспитания

    Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их сознательному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя единство целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются 3 группы методов воспитания:

    1.     Методы формирования сознания личности.

    2.     Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

    3.     Методы стимулирования поведения и деятельности.

     

    Методы воспитания

    Методы формирования сознания

    Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

    Методы стимулирования

    Убеждение:

    Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример

    Упражнение:

    Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации

    Мотивация:

    Поощрение, наказание

     

    Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись ясного понимания значения этого качества. Убеждения стимулируют поступки школьников, нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

    Рассказ на этическую тему используется преимущественно в младших классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов, событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями.

    Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта метода – ориентированность воздействия на группу или отдельную личность.

    Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

    Упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоим в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

    Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

    Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Оно наиболее эффективно на ранней стадии воспитательного процесса.

    Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками.

    Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения, неодобрение, замечание, предупреждение, лишение удовольствий, отстранение от занятий, исключение из школы.

    Выбор методов воспитания – поиск оптимального пути воспитания. Факторы, определяющие выбор методов воспитания: цель и задачи воспитания, содержания воспитания, возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания, уровень педагогической квалификации.

     

     

    Категория: Теория по воспитанию | Просмотров: 847 | Добавил: виолетта | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz