Классификация
методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система
методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое,
существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует
их сознательному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на
классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и
лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их
модификаций. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется
классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной
характеристики, включающей в себя единство целевую, содержательную и
процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой
характеристикой выделяются 3 группы методов воспитания:
1. Методы
формирования сознания личности.
2. Методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы
стимулирования поведения и деятельности.
Методы
воспитания
Методы
формирования сознания
|
Методы
организации деятельности и формирования опыта поведения
|
Методы
стимулирования
|
Убеждение:
Рассказ,
объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение,
инструктаж, диспут, пример
|
Упражнение:
Упражнение,
приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение,
воспитывающие ситуации
|
Мотивация:
Поощрение,
наказание
|
Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание)
воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в
процессе воспитания. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись ясного
понимания значения этого качества. Убеждения стимулируют поступки школьников,
нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности
определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Применяются они
системно, в комплексе с другими методами.
Рассказ на этическую тему
используется преимущественно в младших классах. Это яркое, эмоциональное
изложение конкретных фактов, событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ
обязательно должен переживаться слушателями.
Разъяснение – метод
эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта метода –
ориентированность воздействия на группу или отдельную личность.
Этическая беседа – метод
систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие
обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает
мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на
принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что
ее предметом становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель –
углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний,
формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Упражнение – практический
метод воспитания, сущность которого состоим в многократном выполнении требуемых
действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые
качества личности – навыки и привычки.
Требование – метод воспитания,
с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают,
стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у
него определенных качеств.
Приучение – это интенсивно
выполняемое упражнение. Оно наиболее эффективно на ранней стадии
воспитательного процесса.
Поощрение – выражение
положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные
навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Виды
поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками.
Наказание – это метод
педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные
поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение
определенных прав, выражение морального порицания, осуждения, неодобрение,
замечание, предупреждение, лишение удовольствий, отстранение от занятий,
исключение из школы.
Выбор методов воспитания –
поиск оптимального пути воспитания. Факторы, определяющие выбор методов
воспитания: цель и задачи воспитания, содержания воспитания, возрастные
особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные
и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства
воспитания, уровень педагогической квалификации.
|