Структура уроков
Структура урока - это совокупность
различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в
процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок изучения нового материала:
·
первичное введение материала с учетом
закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
·
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
·
мотивация запоминания и длительного сохранения в
памяти;
·
сообщение либо актуализация техники запоминания
(работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
·
первичное закрепление под руководством учителя
посредством прямого повторения, частичных выводов;
·
контроль результатов первичного запоминания;
·
регулярное систематизирующее повторение через
короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными
требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
·
внутреннее повторение и постоянное применение
полученных знаний и навыков для приобретения новых;
·
частое включение опорного материала для
запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и
применения.
Структура уроков
совершенствования знаний, умений и навыков:
Урок
закрепления и развития знаний, умений, навыков:
·
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
·
воспроизведение учащимися знаний, умений и
навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
·
выполнение учащимися различных заданий, задач,
упражнений;
·
проверка выполненных работ;
·
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
·
задание на дом (если это необходимо).
Урок
формирования умений и навыков:
·
постановка цели урока;
·
повторение сформированных умений и навыков,
являющихся опорой;
·
проведение проверочных упражнений;
·
ознакомление с новыми умениями, показ образца
формирования;
·
упражнения на их освоение;
·
упражнения на их закрепление;
·
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму,
инструкции;
·
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
·
упражнения творческого характера;
·
итог урока;
·
задание на дом.
Урок
применения знаний, умений и навыков:
·
организация начала урока (психологический
настрой учащихся);
·
сообщение темы урока и его задач;
·
изучение новых знаний, необходимых для
формирования умений;
·
формирование, закрепление первичных умений и
применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
·
упражнения в применении знаний и умений а
измененных условиях;
·
творческое применение знаний и умений;
·
упражнение по отработке навыков;
·
домашнее задание;
·
итог урока с оценкой проделанной учащимися
работы.
Структура уроков обобщения и
систематизации знаний:
Урок
повторения:
·
организация начала урока;
·
постановка образовательных, воспитательных,
развивающих задач;
·
проверка домашнего задания, направленного на
повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений,
способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная
о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
·
подведение итогов повторения, проверка результатов
учебной работы на уроке;
·
задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок:
·
организационный момент;
·
вступительное слово учителя, в котором он
подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план
урока;
·
выполнение учащимися индивидуально и коллективно
различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего
характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные
знания, на основе обобщения фактов, явлений;
·
проверка выполнения работ, корректировка (при
необходимости);
·
формулирование выводов по изученному материалу;
·
оценка результатов урока;
·
подведение итогов;
·
задание на дом (не всегда).
Урок
контроля и коррекции:
·
организация начала урока. Здесь необходимо
создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и
контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет
готовность детей к дальнейшему изучению материала;
·
постановка задач урока. Учитель сообщает
ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы
дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает,
чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
·
изложение содержания контрольной или проверочной
работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.).
Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть
посильными для каждого ученика;
·
подведение итогов урока. Учитель выбирает
хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и
организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
·
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях
и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или
несколько дидактических целей):
·
организация начала урока;
·
проверка домашнего задания, постановка цели
урока;
·
подготовка учащихся к восприятию нового учебного
материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
·
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
·
закрепление материала, изученного на данном
уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
·
обобщение и систематизация знаний и умений,
связь новых с ранее полученными и сформированными;
·
подведение итогов и результатов урока;
·
задание на дом;
·
подготовка (предварительная работа), необходимая
учащимся для изучения новой темы (не всегда).
|