ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ ЧАСЕ
- Общее положение.
Классный час – это форма воспитательной
работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений
к окружающему миру.
Классный
час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного
взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников,
приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
- Цели и задачи классного часа.
2.1. Формировать знания по вопросам политической,
экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой»
жизни за окном школы;
2.2. Формировать гражданскую позицию,
нравственно-эстетических качеств личности;
2.3. Научить понимать своих товарищей, пробудить желание
помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
2.4. Создание условий становления и проявления
субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2.5. Формирование эмоционально-чувствительной сферы и
ценностных отношений личности ребенка.
2.6. Усвоение детьми знаний, умений и навыков
познавательной и практико-созидательной деятельности.
2.7. Формирование классного коллектива как благоприятной
среды для развития и жизнедеятельности школьников.
- Функции
классного часа.
.1. Просветительская – расширяет
круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
3.2. Ориентирующая – формирует определенные отношения
к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии
материальных и духовных ценностей;
3.3. Направляющая – переход разговора о жизни в
область реальной практики учащихся, направляя их деятельность;
3.4. Формирующая – реализация вышеперечисленных
функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя;
выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
- Содержание классного часа.
Содержание,
цели, задачи зависят от возрастных особенностей и опыта учащихся.
Содержание
определяется, когда изучен уровень воспитанности школьников, их нравственные
представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкет, бесед).
Требования
к содержанию классного часа:
1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем
содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок –
к суждениям.
2. В ходе классного часа классный руководитель не должен
навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить
коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
3.
Необходимо
учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного
часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности,
вопросов, информации.
4.
Классный час,
независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный
заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
5.
В содержании
классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час
должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и
время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
6.
Структура классного часа.
Классный час
состоит из нескольких частей:
- вступительная часть – постановка вопроса;
- основная (содержательная) часть – материал для
решения вопроса;
- заключительная часть – решение вопроса и определение
его жизненного значения.
Подготовка к
классному часу классный руководитель должен выполнить следующее:
Ø Определение темы классного часа, формулировка его
целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
Ø Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей
и задач исходя из требований к содержанию классного часа;
Ø Составление плана подготовки проведения классного
часа;
Ø Подбор наглядных пособий, музыкального оформления,
подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения
вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
Ø Определение целесообразности участия в классном часе
учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы,
специалистов по обсуждаемой теме;
Ø Определение своей роли и позиции в процессе подготовки
и проведения классного часа;
Ø Выявление возможностей по закреплению полученной
информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Классный час состоит из нескольких частей:
- вступительная часть – постановка вопроса;
- основная (содержательная) часть – материал для
решения вопроса;
- заключительная часть – решение вопроса и определение
его жизненного значения.
Схема составления плана классного часа.
Тема.
Цель.
Структура
|
Материал и вопросы
|
Кто
ведет
|
Вступление
|
Чем вызван интерес к данной теме
|
Кл.
руководитель
|
Основная
часть
|
1) материал наблюдений по данной теме;
2) материал газет и журналов;
3) материал художественной литературы;
4) материал научной литературы по данной теме и данному
вопросу.
|
Учащиеся
|
Заключение
|
|
Кл.
руководитель
|
6. Формы проведения классных часов.